Зарубежный опыт проведения сельскохозяйственных переписей

В большинстве стран мира сельскохозяйственная перепись представляет собой единовременную государственную акцию, проводимую на всей территории страны по единой методологии. Она является обязательным элементом сельскохозяйственной статистики. Без всеобщей переписи невозможно получить наиболее полную информацию о тех процессах, которые происходят в сельском хозяйстве страны, и, следовательно, сформировать эффективную аграрную и продовольственную политику.

 

Проведение сельхозпереписи поддерживают правительства всех государств с развитым аграрным сектором экономики. Активное содействие при подготовке масштабного исследования оказывает Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО ООН). Раз в десять лет она объявляет очередной раунд проведения сельскохозяйственных переписей, в соответствии с ее рекомендациями в развитых аграрных странах сельхозпереписи проводятся не реже одного раза в 5 - 10 лет. В настоящее время в Австралии и Новой Зеландии перепись проходит каждый год, в Германии и Голландии - раз в четыре года, в США и Канаде - каждые пять лет.

 

Среди основных целей, которые преследует сельхозперепись, можно выделить следующие:

 

1. Формирование генеральной совокупности сельскохозяйственных единиц страны, создание базы для выборочных обследований в межпереписной период.

2. Получение данных о структурных изменениях в аграрном секторе, в том числе в системе имущественных отношений и ресурсном обеспечении.

3. Исследование сельского хозяйства административных образований для совершенствования местного самоуправления и рациональной организации муниципального хозяйства.

 

Кроме того, в некоторых странах сельскохозяйственная перепись призвана решать и другие задачи. Например, в Китае она позволяет выяснить наличие в сельских поселениях объектов социальной и инженерной инфраструктуры. В Евросоюзе аграрии рассматриваются не только как основные производители сельхозпродукции, но и как создатели определенных общественных благ. Речь идет о сохранении и развитии сельского образа жизни и культуры, а также исторически сложившихся ландшафтов, об охране окружающей среды, предоставлении рекреационных услуг и т. д. Так, в Германии в 1999 году в анкету был включен вопрос о том, сдают ли фермеры жилье туристам и отдыхающим. 

Отметим, что ФАО ООН требует охватывать переписными работами производителей не менее 95 - 98% сельскохозяйственной продукции страны. Казалось бы, это условие практически не оставляет возможности сократить расходование бюджетных средств. Тем не менее, за годы проведения переписей были выработаны методики финансовой экономии. В Канаде, например, предпочитают совмещать сельскохозяйственную перепись и перепись населения. Вместе с тем нередко из числа объектов исследования исключаются мелкие сельхозпроизводители. Для этого устанавливают так называемые "пороговые значения", которые могут выражаться как в денежных единицах, так и в натуральных показателях.

Например, в США в сельскохозяйственной переписи участвуют только те производители, которые ежегодно реализуют продукции на сумму не менее 1 тыс. долларов. В Германии потенциальный участник переписи должен иметь в своем распоряжении хотя бы одно из нижеперечисленных видов имущества:

1. не менее 2 га сельскохозяйственных угодий;

2. не менее 8 голов крупного рогатого скота;

3. не менее 20 овец;

4. не менее 200 кур-несушек;

5. не менее 30 аров (1 ар = 0,1 га) земли под фруктовыми посадками, или табаком, или овощами в открытом грунте, или цветами;

6. не менее 3 аров земли под теплицами;

7. не менее 10 га леса.

Со временем величина "порогового значения" растет, то есть единицы наблюдения становятся крупнее. Достаточно сказать, что в США этот показатель пересматривался уже восемь раз.

 

Несмотря на то, что необходимость сельхозпереписи для развития сельского хозяйства признана всеми, многие страны не проводят ее по ряду причин. Для развивающихся стран это очень дорогое мероприятие, которое они не в состоянии финансировать. В развитых странах часто имеются альтернативные источники информации, кроме того, существует озабоченность проблемой "нагрузки на респондентов".

 

Такие страны как СССР и Китай на протяжении многих лет имели существенно отличавшиеся от экономически развитых государств системы сельскохозяйственной статистики, так что они не ощущали необходимости в организации переписи, поскольку необходимая информация была доступна из административных источников. Процесс реструктуризации в сельском хозяйстве привел к тому, что эти страны столкнулись с проблемой необходимости сбора данных о большом количестве сельских домохозяйств, которые не ведут бухгалтерского учета.

 

Во многих странах проведение сельскохозяйственной переписи регламентируется специальным законом. В Германии и Болгарии, например, они приняты, несмотря на наличие в этих государствах общих законов о статистике, где прописана необходимость проведения сельскохозяйственной переписи. Специальные законы обычно определяют содержательную часть переписных листов, частоту проведения переписи, обязанности государственных органов по ее организации, обеспечивают конфиденциальность собираемых данных. Кроме того, во многих странах, например, Германии, Литве, Эстонии, Болгарии и Польше закон устанавливает обязательность участия в переписи указанных в законе сельхозпроизводителей. В некоторых из них в текст документа внесен пункт о наложении штрафа за отказ от участия в переписи.

 


Сельскохозяйственные переписи в разных странах

В большинстве стран мира сельскохозяйственная перепись представляет собой единовременную государственную акцию, проводимую на всей территории страны по единой методологии. Она является обязательным элементом сельскохозяйственной статистики. Без всеобщей переписи невозможно получить наиболее полную информацию о тех процессах, которые происходят в сельском хозяйстве страны, и, следовательно, сформировать эффективную аграрную и продовольственную политику.

 

ОПЫТ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ 

 

Великобритания 

Франция 

Германия 

Греция

 

ОПЫТ СТРАН СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОГО КОНТИНЕНТА

 

США

Канада

 

ОПЫТ АЗИАТСКИХ СТРАН

 

Япония 

Китай 

Иран

 

ОПЫТ СТРАН ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ 

 

Болгария 

Польша 

Венгрия

 

ОПЫТ РЕСПУБЛИК БЫВШЕГО СССР

 

Эстония 

Киргизия 

Казахстан

 

---------- 
   
В последнее время сельхозпроизводителям во всем мире приходится постоянно подстраиваться под изменения, диктуемые глобализацией рынков и растущими требованиями потребителей относительно качества и безопасности продуктов. Сельскохозяйственная перепись помогает измерить влияние этих изменений на конечную продукцию, окружающую среду и методы ведения сельского хозяйства. Благодаря переписи местные власти получают важную информацию, которая является базовой при принятии руководящих решений в различных сферах сельской жизни.

 

Кроме того, во многих странах, особенно европейских, сельскохозяйственная перепись входит в число их международных обязательств. Так, каждая страна, входящая в Евросоюз, организует масштабное обследование аграрного сектора экономики, учитывая рекомендации Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО ООН) и согласуясь с законодательством ЕС. Результаты переписи служат инструментом оценки действенности проводимой аграрной политики и незаменимы при подготовке переговоров с ВТО и другими международными организациями.